HR-словарь: токсичные сотрудники

Токсичные сотрудники — это люди, оказывающие негативное влияние на коллектив своим поведением. Выражаться это может совершенно по-разному. Кто-то постоянно жалуется на жизнь и уверяет окружающих, что ничего хорошего впереди их не ждет. Кто-то распускает нелицеприятные слухи про коллег, сталкивает сотрудников лбами и подрывает их авторитет в коллективе. Кто-то позволяет себе открытые оскорбления и агрессию.
HR-словарь: токсичные сотрудники

Происхождение термина

Термин «токсичные сотрудники» впервые появляется в статье Майкла Хаусмана и Дилана Майнара, опубликованной в 2015 году в Harvard Business Review. Авторы описывают новый термин, основываясь на более ранних исследованиях психологических типов работников: от «звезд», приносящих организации множество бонусов, до тех, кто вредит своим поведением рабочему процессу. Главной особенностью в трактовке нового термина является тот факт, что токсичные сотрудники не просто вредят рабочему процессу, но и демотивируют весь коллектив, заражая его негативными эмоциями.

Что делать с токсичными сотрудниками?

Казалось бы, нет ничего проще, чем уволить такого работника и восстановить здоровую атмосферу в команде. Но все оказывается не так просто. Очень часто к токсичным сотрудникам невозможно придраться с профессиональной точки зрения. Они внимательны и исполнительны, а на фоне деморализованного ими же коллектива и вовсе демонстрируют лучшие показатели. В то же время, увольняя сотрудника, организации неизбежно придется потратить ресурсы на поиск нового человека. И всегда остается риск, что либо поиски затянутся, либо новый работник не справится с обязанностями.

Тем не менее убытки, которые несут компании из-за токсичных сотрудников, порой многократно превышают доходы, которые приносят адекватные служащие. А если учесть еще и тот факт, что из-за токсичных коллег могут уволиться по-настоящему ценные кадры, масштаб негативного влияния становится совершенно очевидным. В связи с этим эксперты рекомендуют следовать нескольким простым правилам.

  1. Тщательно проводить отбор персонала. И при малейшем подозрении на «токсичность» лучше сразу отказаться от приема такого человека на работу, чем впоследствии искать ему замену.
  2. Если токсичный сотрудник выявил себя не сразу, постараться пообщаться с ним с глазу на глаз, аккуратно выяснить причины его нестандартного поведения и, если это возможно, помочь ему справиться с внутренними проблемами.
  3. Рекомендуется максимально дистанцировать токсичного сотрудника от коллег. Иногда помогает просто перестановка рабочих мест в кабинете. Порой стоит на время исключить такого человека из любых совместных проектов. Наконец, по возможности следует проводить как можно меньше совещаний с его присутствием.
  4. Перед принятием окончательного решения о судьбе такого сотрудника стоит тщательно задокументировать все его негативные поступки. Случается, что люди не осознают, что они делают что-то не так. И для решения проблемы может быть достаточно просто деликатно указать им, что они ведут себя некорректно. Если же не поможет и это, то, имея доказательную базу в виде задокументированных фактов токсичного поведения, руководителю будет проще расстаться с таким подчиненным.

Пример из жизни

В российской практике известно немало случаев, когда работа целого коллектива срывалась из-за появления токсичного сотрудника. Однажды в небольшую редакцию газеты N пришел заместитель руководителя — опытный журналист и редактор. Он сразу проявил себя как человек, допускающий грубости и оскорбления в адрес сотрудников. Но руководство не могло его уволить — из-за уважения к опыту и заслугам на предыдущем рабочем месте. Через некоторое время после его появления в редакции началась массовая «текучка» кадров. В итоге коллектив полностью сменился несколько раз, а токсичный заместитель руководителя так и продолжал занимать свою должность («в ожидании пенсии»). По отзывам сотрудников, в коллективе по-прежнему царила нездоровая атмосфера, а качество выполняемой работы многократно снизилось.